Группа польских учёных из технопарка в Ополе (Opole) заявила, что им удалось создать устройство, способное снизить расход бензина вдвое, а выбросы выхлопных газов – до 80%.
Авторы проекта уже собираются подать заявку на патент своего устройства. Пётр Коляса (Piotr Kolasa), Эмиль Палшыс (Emil Palszys) и Эрик Клиш (Eryk Klisz) хотят застолбить за собой права на изобретение, чтобы не случилось того, что бывает с гениальными проектами, если вовремя не получить патент. По их словам, хоть разработки подобных устройств ведутся и в Польше, и в других странах, их изобретение уже сейчас обладает рядом преимуществ перед предполагаемыми конкурентами.
Речь идёт о проекте с рабочим названием SmogKiller (от англ. – Убийца дыма). В интернете, на сайтах любителей моторизации, то и дело появлялись слухи о подобной разработке. И вот уже сами изобретатели в поисках инвестора приоткрывают завесу тайны. В ряде польских СМИ появились описания принципа работы новинки, предложенной опольскими инженерами.
По задумке создателей, «уменьшитель» расхода топлива будет прикрепляться на внешней части двигателя, что устраняет необходимость вмешательства в агрегат и не тянет за собой каких-либо значительных изменений в конструкции подкапотного пространства. При этом он должен существенно повлиять на характеристики автомобиля. По данным, приведённым изобретателями, благодаря работе их системы в автомобиле будет повышен крутящий момент (то есть повысится выдаваемая двигателем мощность), уменьшится выхлоп и расход топлива.
Принцип основан на том, что в камеру сгорания двигателя устройство будет подавать воду(!) в изменённом физическом состоянии.
«Речь идёт, разумеется не о воде в чистом виде,» – поясняет руководитель проекта Томаш Совиньски (Tomasz Sowiński). – «Речь о воде, расщеплённой нашим устройством до состояния пара с ослабленной молекулярной связью, это приводит к тому, что она лучше смешивается с топливом в момент сгорания». По замыслу инженеров, кислород и водород, содержащиеся в воде, будут устройством выделены и использованы в качестве дополнительного источника энергии при сгорании обычного для машины топлива.
По словам представителей фирмы-изготовителя устройства, его «сердцем» является некий процессор под названием «экзорекактор». В его функции и входит доставка в камеру сгорания смеси из воздуха и разреженного водяного пара. Что, в свою очередь, должно привести к более рациональному использованию энергии выхлопа, обычно теряемой.
Некоторые исследования аппарата уже провели в Опольской политехнике на кафедре механизации.
Предварительные выводы подтверждают данные инженеров, полученные при разработке устройства. Но для того, чтобы окончательно подтвердить результативность работы «Убийцы дыма», нужно провести ещё ряд дорогостоящих и долгих испытаний, говорят создатели потенциально инновационного продукта.
Если данные испытаний покажут состоятельность теории опольских изобретателей, автомобилисты получат реальную экономию буквально на всём – от топлива до обслуживания сажевых фильтров. По словам самих инженеров, они уже установили СмогКиллер на свои машины и результатом довольны.
Основной вопрос, конечно, заключается в том, будет ли теория близка к желаемому результату. Многим может показаться, что теория о воде в смеси с бензином – это утопия, но известно, что подобные исследования проводились и раньше. В частности, есть данные, что Научно-технический центр АвтоВАЗ производил схожие испытания. В цилиндры подавался водяной пар вместе с необходимой для нормальной работы воздушно-бензиновой смесью. Испытания дали положительный результат. Характеристики двигателя повышались, а расход топлива снижался. Предполагалось, что роль играет всё та же диссоциация молекул воды, то есть их распад на кислород и водород. Вопросом оставалось количество тепла, необходимого для достижения расщепления всей воды. Вырабатываемого в цилиндрах тепла было явно недостаточно для достижения 100% результата.
Опыт ВАЗ не был единственным. На постсоветском пространстве то и дело появлялось множество «чудес» для снижения расхода топлива. Передачи «магазинов на диване» были засыпаны различными бессмысленными безделушками, сулившими баснословную экономию бензина. Но, в отличие от готовых сомнительных решений за несколько десятков долларов, были и серьёзные работы. Схожую с предложенной польскими учёными разработку вели в начале 90-х годов учёные из Уфы. Проект, основанный на введении в цилиндры ДВС водяного пара, полученного от рекуперации тепла выхлопных газов, активно разрабатывался и с успехом испытывался вплоть до 1994 года, но был свёрнут из-за отсутствия финансирования.
Открытыми остаются ещё как минимум два вопроса. Как победить коррозию двигателя, активно в нём развивающуюся и без введения дополнительной воды. Это раз. И два: где в машине взять количество энергии, необходимое для постоянной работы по расщеплению воды до нужного состояния? Но, раз создатели устройства занялись энергичными поисками инвесторов, готовых вложить немалые средства в долгосрочные и фундаментальные испытания, значит, намерения у них серьёзные.
Как бы то ни было, в случае успеха предприятия польская разработка имеет все шансы стать прорывом в области автомобилестроения.