В Польше, в реставрационной мастерской Национального музея в Кракове, проведена реставрация знаменитой картины "Экстаз святого Франциска" испанского живописца Эль Греко. В результате работ по восстановлению картины её поверхность увеличилась в размерах на 7 процентов.
Отреставрированное полотно можно в эти дни увидеть в Галерее искусства XIX века в Краковских Сукенницах. Находится оно там будет до субботы, 4 декабря.
"В процессе работ мы вновь открыли Эль Греко, и сегодня вид картины максимально приближен к тому состоянию, как выглядела работа, находясь в мастерской художника," - говорит искусствовед, профессор Анджей Витко.
В процессе реставрации не обошлось без открытий. Выяснилось, что некоторые фрагменты полотна были загнуты под рамой. В итоге поверхность произведения "увеличилась" на 7 процентов: на 4 сантиметра в ширину, и на 2 сантиметра в высоту.
Также исследователи открыли третье слово подписи Эль Греко - "epoiei", что в переводе означает "выполнил". Теперь целиком можно прочитать: "Domenicos Theotocopoulos epoiei". (на самом деле живописца звали Доменикос Теотокопулос).
Исследования подтвердили предположение, что Эль Греко не рисовал стигмат на сутане святого Франциска - этот элемент был добавлен позже. Консерваторы приняли решение устранить его.
Картина получила также современную раму с приспособлениями, автоматически поддерживающими особый микроклимат, что будет способствовать лучгему сохранению работы.
Картина Эль Греко "Экстаз святого Франциска" относится к 1575-1580 гг. Достоверно неизвестно, когда работа попала в Польше. Есть предположение, что в начале 19-го века его привёз солдат Наполеоновской армии, который сражался на территории Испании. Однако информация эта так и остаётся неподтверждённой. В 1927 году картина была выставлена на продажу в антикварном магазине в Варшаве, где его купил священнослужитель Станислав Шепетовский из Подлясье по просьбе своего кузина. Щепетовский привёз работу в парафии в Косуве Ляцком, откуда ее и забрал его кузин Франциск Домбровский.
Полотно уцелело в годы войны. А открыто оно было в 1964 году в процессе инвентаризации произведений искусств, которую проводили Изабелла Галицкая и Ханна Сегетынская из Польской Академии Наук.
Они и заметили полотно, висевшее в доме одного ксендза. Искусствоведы вспоминали, что картина была потемневшая, в одном углу разорванная, но было в ней что-то, что сразу привлекло их внимание. До этого в течение какого-то времени полотно лежало в звоннице среди вещей, который предназначались, чтобы их сжечь. Однако священник решил, что сжигать картину нельзя, и перенёс её домой, где и повесил в своей комнате.
Через два года исследований выяснилось, что автором полотна является Эль Греко. Это подтвердили и исследования, которые были потом проведены в 1974 году. В процессе реставрации была найдена подпись "A. van Diick", а под ней более старая и подлинная: "Dominikos Theotoko []."
После выставки в Сукенницах работа вернётся в Епархиальный музей в Седльце, которому и принадлежит полотно.